Почему самолет ту 154 развернулся. «СП»: — Почему же сейчас речь идет о закрылках

Почему самолет ту 154 развернулся. «СП»: — Почему же сейчас речь идет о закрылках

Власти и эксперты выдвигают версии катастрофы над Черным морем

ФСБ назвала рабочие версии падения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Опрошенные РБК эксперты сомневаются в каждой из них

Жители города у траурной доски погибшим в авиакатастрофе Ту-154 (Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ)

Четыре версии

В понедельник, 26 декабря, Федеральная служба безопасности (ФСБ) перечислила основные версии крушения летевшего в сирийскую Латакию Ту-154. Это попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, а также ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета, уточнили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ сообщение, которое цитирует ТАСС .

Все эти версии входят в список самых распространенных причин авиакатастроф, сказал РБК главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Какая из перечисленных версий наиболее вероятна, в ЦОС ФСБ не уточнили. В воскресенье в качестве приоритетной у властей фигурировала техническая неисправность самолета, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в экстренных службах. В понедельник «Интерфакс» со ссылкой на знакомый с ситуацией источник , что причиной катастрофы Ту-154 мог стать перегруз и отказ техники.

Что случилось с Ту-154

Принадлежащий Минобороны лайнер вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский в 1:38 мск 25 декабря. Как РБК дежурный аэродрома, перед вылетом самолет прошел предполетную подготовку и «до этого летал». В Адлере борт прошел дозаправку и направился в Сирию.

Самолет взлетел в 5:25, в 5:27 с радара пропала его отметка, сообщал официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков, которого цитирует телеканал «Звезда» ​.

На борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира, в том числе 64 члена ансамбля имени Александрова. Они летели на военную базу Хмеймим, чтобы выступить там на новогоднем концерте.

На борту находилась член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Елизавета Глинка, а также директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова, журналисты телекомпаний НТВ (Михаил Лужецкий, Евгений Толстов и Олег Пестов), «Звезда» (Павел Обухов, Александр Суранов и Валерий Ржевский) и «Первого канала» (Вадим Денисов, Александр Сойдов и Дмитрий Рунков).

Военно-следственным отделом СК РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения возбуждено уголовное дело по ст.351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). По поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина расследование ведет центральный аппарат СКР.

Утром 26 декабря в Минобороны заявили, что обнаружены 11 тел погибших и 154 фрагмента самолета. Тела десяти погибших и 86 фрагментов тел доставлены самолетом в Москву утром в понедельник. Как сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобороны, два фрагмента конструкции системы управления подняты со дна, по серийным номерам установлена их принадлежность Ту-154; другие элементы находятся на дне на глубине около 30 м на расстоянии 1,6 км от берега; радиус разброса обломков составил около 500 м.

Также в ведомстве сообщили, что обследовано 100% надводной поверхности района крушения и значительная часть дна (7 из 15 секторов). В поисковой операции задействовано свыше 3,5 тыс. человек, 45 кораблей и судов, 12 самолетов, десять вертолетов и три беспилотных летательных аппарата.

Потеря мощности может произойти при заправке самолета в зимний период «летним» топливом, сказал источник РБК в авиастроительной отрасли. При этом эксперт отметил, что заправка «летним» керосином в случае с Ту-154 не могла привести к отказу всех двигателей, поскольку было не слишком холодно. Даже если бы двигатели и отказали, добавил собеседник, отключение других систем не произошло бы молниеносно. «За выработку электричества на борту самолета отвечает вспомогательная силовая установка, работающая также на керосине. В отличие от двигателей она не привередлива к топливу. И в критической ситуации можно было бы передать сигнал о ЧП на борту», — отметил собеседник РБК.

Несостоятельной версию с топливом считает и почетный президент Международного авиационно-космического салона (МАКС) летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он отметил, что авиационное топливо проходит несколько проверок: при поступлении в хранилище, во время перегрузки в топливозаправщик и непосредственно при заправке. В последней участвуют члены экипажа, а именно бортинженер, подчеркнул эксперт.

Проблема с крылом

Последняя авиакатастрофа, причиной которой официально была названа техническая неисправность самолета, — это крушение гражданского Ан-140 в Иране 10 августа 2014 года. Как сообщал ТАСС , отказало электронное управление двигателем.

Опрошенные РБК эксперты в версию о технической неисправности Ту-154 не верят. Источник РБК в авиастроительной отрасли отметил, что его конструкция за десятилетия его эксплуатации изучена настолько хорошо, что упустить какие-либо неисправности практически невозможно.

На Ту-154 механическая система управления на гидроусилителях. По мнению Толбоева, полный отказ этой системы возможен, только если из нее уйдет вся жидкость. «Отказать эта система может, только если в бак с гидравлической жидкостью, который находится в центроплане, попадет снаряд. Но даже с протечкой бака можно продолжить полет», — заявил эксперт.

Однако он допустил катастрофу вследствие усталостных разрушений в механизации крыла. «При уборке закрылков механизмы на крыльях могли сработать не синхронно — одна секция убралась полностью, а другая нет. Самолет начал вращаться и разрушился», — предположил Толбоев.

При этом ни один из экспертов, опрошенных РБК, не смог выделить какую-либо официальную версию как основную. Окончательные выводы можно будет делать после исследования обломков и расшифровки бортовых самописцев.

При участии Филиппа Алексенко

На месте крушения Ту-154 в Черном море найдено тело погибшего в 6 км от берега. Об этом сообщил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков. По предварительным данным, это журналист "Первого канала", на месте найдены также его документы. Ранее в Черном море были обнаружили обломки Ту-154. В качестве причин падения рассматривается неисправность самолета и ошибка экипажа. Ведущий "Коммерсантъ FM" Максим Митченков обсудил ситуацию с майором ВВС, летчиком-инструктором Андреем Красноперовым.


- Что могло послужить причиной катастрофы этого лайнера, как вы считаете?

Об этом скажет только "черный ящик", который поднимут с этого лайнера. Но, как вы говорите, версии - ошибка пилота и отказ техники - это реальные причины, как всегда бывает в таких случаях. Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара.

Сейчас уточнили, что это произошло на седьмой минуте, при наборе высоты или при развороте, по всей видимости, над Черным морем.

Это значит то, что двигатели работали исправно, топливо было нормальное. Если бы это случилось на взлете, причиной могло быть топливо. Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени.

- Вы имеете в виду версию теракта?

Конечно. Что очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Я на них сам летал как пассажир очень часто.

- Почему неисправность самолета вы не рассматриваете? Ведь Ту-154 - самолет далеко не новый.

Да, но они очень надежные. Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы, вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.

Изначально сообщали, что он просто пропал сигнал с экранов радаров, но при этом самолет не подавал никаких сигналов бедствия.

Это говорит о том, что самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м.

Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала. То есть самолет мог спланировать и сесть на воду. Недавно был случай с Ту-154, когда спасли людей, 37 человек. Летчики тогда смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране, и они спасли практически всех людей.

В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.

Разлет осколков при такой скорости, а скорость у него в наборе порядка 600-700 км/ч, уже там он идет свыше, на таком расстоянии вполне может быть. Но если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе.

Как развивались события в роковую ночь

Полет в Сирию был запланирован заранее. Артисты ансамбля имени Александрова практически в полном составе летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить наших военных с Новым годом. Вместе с ними на борту находилась известная и многими любимая врач Елизавета Глинка (Доктор Лиза), 9 журналистов федеральных телеканалов: Первого канала, НТВ, «Звезды». Всего на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира. Также в Сирию летел еще один самолет - но уже только с военнослужащими.

В этой трагедии скопилось очень много случайностей. Как оказалось, до последнего согласовывались списки журналистов, которые должны были полететь в Сирию. Так, например, как стало известно «МК», только с одного телеканала, который также потерял в этой трагедии своих корреспондентов, два человека в последний момент отказались от командировки. Должен был лететь в этом самолете и Иосиф Кобзон. Один из солистов ансамбля отказался от гастролей из-за рождения сына… В итоге как минимум за день до отлета был составлен окончательный список всех летевших.


(24.12) 21.00. К этому часу практически все летевшие в Сирию собрались в аэропорту Чкаловский. Именно отсюда стартуют военные борта в Сирию.

00.00. Как правило, на сборы в аэропорту Чкаловский и регистрацию на рейс отводится не больше трех часов. И примерно в полночь борт Минобороны вылетел из Москвы в Сочи.

(25.12). 2.30. Самолет Министерства обороны благополучно сел в аэропорту Адлер. Началось прохождение таможни.

2.30–5.00. Самолет прошел таможню, дозаправку и стал готовиться к плановому перелету Сочи-Хмеймим.

5.21. Самолет вылетел из аэропорта Адлер. Стал набирать высоту.

5.25. Так и не набрав высоту, самолет совершил разворот в сторону аэродрома вылета.

5.27. Отметка самолета Ту-154 Минобороны пропала с радаров.

7.50. Поступили первые сообщения о крушении самолета.

7.59. Подтвердилась информация, что на борту самолета находились артисты ансамбля им. Александрова.

8.20. Подтвердилась информация, что на борту также находились журналисты.

9.00. Подтвердилась информация, что на борту находилась правозащитница и врач Елизавета Глинка, также известная как Доктор Лиза.

9.20. Появилась информация, что в 1,5 километрах от Черноморского побережья Сочи, на глубине около 70 метров, обнаружены фрагменты корпуса самолета.

13.00. Минобороны уточнило число находившихся на борту - 84 пассажира и 8 членов экипажа. Также было сообщено, что в поисково-спасательной операции задействованы 4 корабля, 4 вертолета, один самолет и беспилотные летательные аппараты. На борт спасательного судна сначала были подняты 4 тела погибших. Затем - еще шесть. Дополнительно в район катастрофы направлены 6 кораблей и судов Черноморского флота, телеуправляемые глубоководные аппараты и 63 водолаза. Затем - еще 50 водолазов с других флотов.

15.00. Продолжалось наращивание группировки поисково-спасательных сил в районе авиакатастрофы. Был сформирован район поиска площадью 10,5 кв. км. Район был разбит на секторы, а поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках к этому моменту были задействованы уже 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты. На аэродроме Адлер дежурили группы оказания медицинской и психологической помощи, выделен автотранспорт для перевозки родственников погибших к местам временного размещения.

Если следовать этой информации, пилот все-таки перепутал рычаги управления шасси и закрылок. В Минобороны версию назвали выдумкой

Цветы и свечи на набережной Сочи в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154 Минобороны РФ. Фото: Артур Лебедев/ТАСС

ОБНОВЛЕНО 11:58

СМИ назвали причину крушения Ту-154 над Черным морем по версии Минобороны. Согласно этим данным, к катастрофе привели два фактора: избыточный вес груза в самолете и ошибка пилота, перепутавшего рычаги управления шасси и закрылок. Об этом рассказали неназванные источники Life.ru , знакомые с ходом расследования. По данным телеканала, когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжелому Ту-154 не хватило высоты, он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

«Данные речевого и параметрического самописцев, изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах, говорят, что на третьей минуте полета, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками», — приводит цитату Life.ru.

При этом в Минобороны версию о катастрофе из-за второго пилота назвали «абсолютным бредом и выдумкой», передает ТАСС . «Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования», — сказал официальный представитель министерства генерал-майор Игорь Конашенков. По его словам, комиссия по расследованию продолжает работу.

Версию СМИ комментирует заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:

Олег Смирнов президент фонда «Партнер гражданской авиации» «Я эту версию высказывал в день катастрофы, как одну из возможных. На Ту-154Б такой недостаток был, рычаг уборки шасси и рычаг уборки закрылков рядышком расположены. И были случаи попытки уборки закрылков вместо шасси, а это приговор. На взлете — это приговор. Потому что самолет находится в такой аэродинамической конфигурации, когда закрылки просто его держат, подъемная сила благодаря выпущенным закрылкам. Скорости-то нет соответствующей, и, когда убираются закрылки при выпущенных шасси при том, а шасси — это колоссальное сопротивление аэродинамическое, самолет сразу падает под себя, вниз, в данном случае в море. Рычаги не похожи. Но вот представьте себе, вы сидите у себя в кабинете, у вас нет ни болтанок, ни шума, ни гроз, ни скорости никакой, а то вдруг ваш стол движется со скоростью 300 километров в час. Что вы там, особенно присматриваетесь, что ли? Вы же должны пилотировать помимо всего прочего. Вы тянете руку и автоматически путаете этот рычаг и, соответственно, убираете вместо шасси закрылки».

Источники телеканала добавляют, что из-за ошибки пилота самолет перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел. Комментарий вице-президента Профсоюза летного состава России, заслуженного работника транспорта Российской Федерации Альфреда Малиновского:

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Рычаги расположены рядом, но они визуально очень отличаются. Рычаг уборки шасси в виде колеса — пневматика, то есть вот оно, колесо шасси. А рычаг уборки закрылков совершенно другой вид имеет. То есть визуально, если смотреть на них, не спутаешь. Ну, в конце концов, расшифровка обязательно покажет. А что касается перегруза, да, я об этом говорил, потому что там никакого контроля со стороны наземных служб не было, контролировал один экипаж. Экипаж неопытный, повторяю и буду повторять. Три тысячи часов налета и меньше тысячи часов в качестве командира корабля — это детский налет. У него не хватило опыта проконтролировать самому. И кроме перегруза, ведь он заправился на 37 тонн, он заправился топливом с расчетом и туда и обратно, чтобы не делать этого в Сирии. Ясно, что перегруз. И я еще убежден в том, что кроме перегруза там была задняя центровка, что и способствовало тому, как говорил один из свидетелей пограничников, что он разбегался, как мотоцикл на заднем колесе. То есть как только появилась скорость, он задрал нос, и задняя центровка обусловила вот такую конфигурацию взлета. Он уже на разбеге был на закритических углах, а дальше набора быть не могло, поэтому он ударился хвостом».

Катастрофа с Ту-154 Минобороны России произошла 25 декабря. Борт направлялся на сирийскую базу Хмеймим с дозаправкой в Сочи. Рано утром после вылета из сочинского аэродрома самолет рухнул в воду в нескольких километрах от берега. На борту лайнера находились 92 человека, в том числе артисты музыкального ансамбля Российской армии имени Александрова и Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Точные причины крушения Ту-154 еще не известны. Минтранс склоняется к двум версиям: техническая неисправность или ошибка пилотирования. Комиссия по расследованию трагедии не рассматривает теракт в числе основных версий. С подробностями - корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.

Ничего особенного, плохого или тревожного в тот день не было. Все шло по плану. В Сочи Ту-154 сел на дозаправку, после чего продолжил рейс - обычная рутина успешного взлета после успешной посадки. Переговоры пилотов с башней это тоже подтверждают.

Но уже через две минуты все пошло кувырком. Борт внезапно замолчал. Диспетчер просит всех, кто слышит эфир, связаться с самолетом. Но никто никому не ответил.

«Экипаж мог сделать разворот и вернуться на взлетно-посадочную полосу, с которой только что взлетел, на аэродром, прежде чем сесть на воду», - рассказал заслуженный военный летчик Российской Федерации, авиаэксперт Владимир Попов.

«Плюс три минус восемь» - такова формула статистики авиакатастроф. Согласно исследованиям, две трети происшествий происходит в первые три минуты полета или последние восемь минут приземления. Это самые сложные моменты для экипажа и воздушного судна.

Первые обломки самолета обнаружили всего в полутора километрах от берега. «Черные ящики» не найдены до сих пор. У этого самолета они не были оборудованы радиомаяками, поэтому искать их приходится на морском дне буквально на ощупь. Отсюда и столько домыслов о причинах трагедии. Между тем версию теракта следователи рассматривают в последнюю очередь.

«Основная версия не включает в себя версию о . Поэтому мы исходим из того, что причинами этой катастрофы могли бы быть либо , либо ошибка пилотирования. Хочу подчеркнуть, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссия Министерства обороны», - заявил министр транспорта России Максим Соколов.

Комиссия уже проверила запись с камеры наблюдения на одном из сочинских пляжей. Та зафиксировала яркую вспышку над морем, из-за чего ряд экспертов предположили, что самолет мог взорваться в воздухе. Однако, как сообщили в оперативном штабе ЧС, эти кадры сняты уже через полчаса после катастрофы. Отказ двигателя - пока самая основная версия.

«Отказ какой может произойти. Ну вот смотрите, много действий в данном случае после взлета. И шасси, и закрылки, и стабилизатор перекладывается. Если, допустим, не синхронно начали убираться закрылки, это могло перевернуть самолет», - рассказал заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский.

Ошибка пилота тоже маловероятна, считают эксперты. Экипаж был с огромным опытом.

Штурман самолета Александр Петухов уже был на волосок от гибели. Он с экипажем пять лет назад сумел посадить неуправляемый Ту-154, за что был награжден орденом Мужества.

Между тем до сих пор непонятно, почему на той самой, второй минуте полета, экипаж так резко замолчал и не сообщил о проблемах на борту.